ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич (21.09[3.10].1873—24.06.1950), писатель. Родился и
вырос в Москве в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам.
В доме сохранялись традиции православного благочестия, патриархальный уклад.
Детство Шмелева прошло в тесном общении с мастеровыми, что позволило ему
хорошо узнать и полюбить народную, трудовую Россию.
Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время
обучения в московской гимназии. В 1895 в журнале «Русское обозрение» был
напечатан первый рассказ «У мельницы». В том же году, совершая свадебное
путешествие на Валаам, Шмелев заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить
благословение почитаемого подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского.
Старец предрек Шмелеву предстоящий ему «крест» страданий, прозрел и укрепил
в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом».
Книга очерков «На скалах Валаама» (1897), описывающая Валаамский
монастырь с точки зрения светского туриста, была, по словам Шмелева,
наивной, незрелой и не имела успеха у читателя. На 10 лет Шмелев отходит от
писательского труда. Окончив в 1898 юридический факультет Московского
университета, он служит чиновником в центральных губерниях России.
Возвращение в литературу было ознаменовано рассказом «К солнцу» (1905,
опубл. 1907) и рядом др. произведений для детей и юношества, опубликованных
в журнале «Детское чтение». В 1907 Шмелев выходит в отставку, возвращается в
Москву и всецело посвящает себя литературе. В 1909 Шмелев стал активным
членом «Среды» — литературного кружка, объединявшего писателей-реалистов (А.
Чехов, М. Горький, В. Вересаев, Е. Чириков, А. Серафимович, А. Куприн, Л.
Андреев), а в 1910 вошел в товарищество «Знание»; в 1912 стал одним из
учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», где сотрудничал с И. А.
Буниным, Н. Д. Телешовым, В. В. Вересаевым, Б. К. Зайцевым и др.
В ранних рассказах и повестях Шмелева («Вахмистр», 1906; «Распад», 1907;
«Иван Кузьмич», 1907; «Гражданин Уклейкин», 1908) звучит тема мучительной,
несправедливой и непросветленной жизни; автор сочувствует «маленьким» людям,
которые хотят вырваться из пустоты и однообразия окружающего мира и строить
новую жизнь. Шмелев наблюдает распад старого патриархального уклада,
конфликт поколений отцов и детей. Повесть «Человек из ресторана» (1911),
написанная в характерной для Шмелева форме сказа от лица пожилого официанта,
принесла автору громкий успех и поставила его в первые ряды писателей
реалистической школы начала века. Характер героя — надломленного, глубоко
страдающего и в то же время обозленного на несправедливость жизни,
мрачноватая и нервная атмосфера повести напоминали книги раннего
Достоевского. Критика высоко оценила прежде всего силу социального
обличения, образ молодого революционера, которому отданы авторские симпатии.
Однако в повести присутствовала и иная тема — христианского смирения,
связанная с фигурой загадочного старичка, говорящего: «Без Господа не
проживешь!»
Рассказы Шмелева 1910-х охватывают многоликую, многоцветную народную
Россию. Герои обретают духовные силы в общении с природой, с простым
народом, которому противопоставлена морально опустошенная интеллигенция
(«Патока», 1911; «Стена», 1912; «Волчий перекат», 1913). Однако и в описании
спокойного, здорового крестьянского быта («Росстани», 1914), и в
сдержанно-печальных картинах народных страданий военной поры (цикл очерков
«Суровые дни», 1914), и в спорах офицеров — героев рассказа «Лик скрытый»
(1916) чувствуется нарастание тревоги, близость великих исторических
потрясений.
В целом дореволюционные произведения Шмелева вдохновлены верой в земное
счастье людей в радостном будущем, упованиями на социальный прогресс и
просвещение народа, ожиданиями перемен в общественном строе России. Вопросы
веры, религиозного сознания в это время мало занимают писателя: увлекшись в
юности идеями дарвинизма, толстовства, социализма, Шмелев на долгие годы
отходит от Церкви и становится, по собственному признанию, «никаким по
вере». Однако уже в этот период явственно звучат в его произведениях очень
важные для Шмелева темы страдания и сострадания человеку, которые станут
определяющими во всем последующем творчестве.
Февральскую революцию Шмелев принимает восторженно. Он едет в Сибирь,
чтобы встретить политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждая
о «чудесной идее социализма». Однако вскоре ему открывается подлинный,
страшный лик революции. Октябрьский переворот и последующие события стали
причиной перелома в мировоззрении Шмелева.
В 1918 Шмелев уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком
земли. Здесь им написаны повесть «Неупиваемая чаша» (1918) — романтическая
история жизни крепостного живописца, создающего в любовном экстазе
икону-портрет любимой женщины; антивоенная, полная гротеска повесть «Это
было» (1919—22) — о сумасшедшем полковнике, захватившем госпиталь; рассказ
«Чужой крови» (1919) — о русском солдате, попавшем в плен. В 1919 Шмелев
также пишет цикл политических сказок-памфлетов «Инородное тело», «Степное
чудо» и др., где революционные события трактуются как соблазнение народа
чужеродными идеями, заражение «инородным телом» марксизма. Виновны в этом
все сословия: солдаты, мещане, ученые, баре — все, кто продал родину и забыл
Бога. Спасти Россию смогут «святой Микола», «белый воин», «хозяйственный
мужик».
Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Единственный сын Шмелева,
Сергей, как офицер царской армии был арестован и без суда расстрелян. Ужасы
массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920—21, потрясающие
страдания и гибель тысяч неповинных людей привели Шмелева к тяжелой душевной
депрессии. В нояб. 1922 он выезжает в Берлин, а с 1923 живет в Париже, где и
проходит последующая часть его творческого пути. Картина гибели всего живого
в Крыму в период красного террора открывается в эпопее Шмелева «Солнце
мертвых» (1924). Шмелев рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную
утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает
запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах
понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь
настал «каменный век» с его звериными законами. Рефреном проходит через
книгу образ пустых небес и мертвого солнца: «Бога у меня нет. Синее небо
пусто…». Эпопея Шмелева, с огромной художественной силой запечатлевшая
трагедию русского народа, была переведена на многие языки и принесла автору
европейскую известность.
Годы, проведенные Шмелевым в эмиграции, насыщены плодотворной творческой
работой. Шмелев публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние
новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные
записки», «Русская мысль» и др. За рубежом при жизни писателя вышло ок. 20
его книг на русском языке. Шмелев остро переживал то, что в СССР все они
были запрещены.
Рассказы и повести Шмелева 20—30-х отражают крушение
просветительски-народнической идеологии. Одной из магистральных тем
творчества становится беспощадный суд над либеральной интеллигенцией,
которая соблазнила народ, «отняла» у него Бога и пробудила разгул низменных
страстей, жертвой которого сама же и пала. Творчество этих лет проникнуто
острой болью за поруганную родину и ее оскверненные святыни. Вместе с тем
Шмелев резко осуждает европейский мир, который также способствовал
разрушению России. Он обличает бездуховность, приземленность современной
западной цивилизации, в которой комфорт, удобства и развлечения стали
главной целью существования.
Рассказы «Два Ивана» (1924), «Про одну старуху» (1925), «Крымские
рассказы» (1924—36), повести «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925)
продолжают тему «Солнца мертвых». Автор повествует о бездне страданий
русского народа, ввергнутого в братоубийственную гражданскую войну, о
кровавом торжестве злой стихии, гневно обличая тех, кто перестроился,
«применился» к новой власти и идеологии, кто способен «плюнуть в лицо
России, во все святое». Сборник «Свет разума» (1928) посвящен теме духовного
очищения, религиозного обновления людей, обреченных на тяжкие испытания в
атеистическом государстве. В книге «Въезд в Париж. Рассказы о России
зарубежной» (1929) раскрываются драматические судьбы русских изгнанников.
В 1927 увидел свет лирический, отчасти автобиографический роман Шмелева
«История любовная» — о пробуждении первых любовных чувств подростка, в
котором идеальная романтическая любовь вступает в конфликт с греховным
плотским желанием. В неоконченном романе «Солдаты» (1930) Шмелев воссоздает
картины русского общества начала века. Название романа означает
собирательный образ всех людей, объединенных любовью к России, всех
носителей национальной идеи, стремящихся укрепить и строить Русь. Им
противостоят политиканы-«демократы», ненавидящие армию и разлагающие страну.
«Исповедь раненого сердца» — это определение И. А. Ильина можно отнести
не только к художественным произведениям Шмелева, но и к его публицистике,
расцвет которой приходится на сер. 20-х — 30-е. Многочисленные очерки и
публицистические выступления Шмелева объединены бесконечной любовью к
родине, мыслью о ее великом и особом предназначении в судьбах мира. Шмелев
верит в грядущее возрождение России, которое возможно только «на основе
религиозной… — евангельском учении деятельной любви». Идеи Шмелева во многом
близки концепции русской истории его друга и единомышленника философа И. А.
Ильина.
«Среди зарубежных русских писателей И. С. Шмелев — самый русский, —
отмечал поэт К. Бальмонт. — Ни на минуту в своем душевном горении он не
перестает думать о России и мучиться ее несчастьями». Эти слова помогают
понять, почему Шмелев часто оказывался одинок в культурной среде русской
эмиграции, имевшей преимущественно «левую», либерально-демократическую
ориентацию. Критиков раздражал патриотизм и национальная устремленность
творчества писателя. «Черносотенной полицейщиной» окрестила эмигрантская
пресса роман «Солдаты», где достойно показаны царские офицеры. Видный критик
русского зарубежья Г. Адамович преследовал Шмелева оскорбительными,
игриво-глумливыми рецензиями. Шмелеву не могли простить «православные
русские традиции… то, что он осмелился встать на защиту исторической России
против революции». Среди друзей и единомышленников Шмелева можно назвать И.
Ильина, семью генерала А. Деникина, Н. Кульмана, В. Ладыженского, К.
Бальмонта, А. Куприна. Как на родине, так и в эмиграции на Шмелева одно за
др. обрушивались «предельные испытания». В 1936 умерла жена Шмелева Ольга
Александровна, его верная спутница, и с этого момента он несет крест
одиночества. Шмелев страдал тяжелой болезнью, обострения которой не раз
ставили его на грань смерти. Материальное положение Шмелева порой доходило
до нищенства. Война 1939—45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в
печати, которой недруги пытались очернить имя писателя, усугубляли его
душевные и физические страдания. По воспоминаниям современников, Шмелев был
человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной
поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и
сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелева — худого человека
с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми
глазами, полными ласки и грусти.
Самая известная книга Шмелева — «Лето Господне» (1927—31, 1934—44).
Обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего
ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая
среда предстает в книге не диким «темным царством», но целостным и
органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви
и человечности. Шмелев далек от романтической стилизации или
сентиментальности. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних
лет, не затушевывая грубых и жестоких сторон этой жизни, ее «скорбей».
Однако для чистой детской души бытие открывается прежде всего своей светлой,
радостной стороной. Существование героев неразрывно связано с жизнью
церковной и богослужением. Впервые в русской художественной литературе столь
глубоко и полно воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В
психологических переживаниях, молитвенных состояниях персонажей, среди
которых и грешники, и святые, открывается духовная жизнь православного
христианина.
Смысл и красота православных праздников, обычаев, остающихся неизменными
из века в век, раскрыты настолько ярко и талантливо, что книга стала
подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык Шмелева
органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в
нем отразилась сама душа России. И. А. Ильин отмечал, что изображенное в
книге Шмелева — не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет… Это
сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Шмелев создал
«художественное произведение национального и метафизического значения»,
запечатлевшее источники нашей национальной духовной силы».
Живое соприкосновение с миром святости происходит и в примыкающей к «Лету
Господню» книге «Богомолье» (1931), где в картинах паломничества в
Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое
служение «старца-утешителя» Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелевым с
признательной любовью.
Роман «Няня из Москвы» (1934), написанный в излюбленной Шмелевым форме
сказа (в которой писатель достиг непревзойденного мастерства), — это
повествование бесхитростной русской женщины, попавшей в бурный водоворот
событий истории ХХ в. и оказавшейся на чужбине. Глубокая вера, внутреннее
спокойствие, безграничная доброта и духовное здоровье позволяют Дарье
Степановне трезво оценивать все происходящее с людьми и страной. В простых
словах няни о грехе и воздаянии открывается смысл страданий России как
необходимой и спасительной кары для ее очищения. Ласковое, певучее народное
слово, меткое и образное, с неслучайными оговорками и поговорками
высвечивает пустоту либеральных фраз ученого профессора,
уродливо-извращенный мир декаданса, пошлость и механистичность американской
цивилизации. С добрым юмором показан беспечный, своенравно-капризный
характер воспитанницы няни, запутавшейся в своих любовных переживаниях; с
сочувствием — нелегкие судьбы солдат Добровольческой армии в эмиграции. В
страданиях, теряя подчас здоровье и богатство, герои романа обретают душу,
приходят к Истине.
Поэтический очерк «Старый Валаам» (1936) вводит читателя в мир
православного русского монастыря, рисует жизнь, погруженную в атмосферу
святости. Со светлой грустью вспоминая свою юношескую поездку на остров,
Шмелев показывает, как монашеское бытие озаряет человеческую жизнь светом
вечности, претворяет скорбь в высокую радость. Образы Святой Руси наполняют
также очерк «Милость прп. Серафима» (1935) — о том, как Шмелев был спасен от
смертельной болезни после горячей молитвы к батюшке Серафиму Саровскому, и
повесть «Куликово поле» (1939) — о чудесном явлении в Советской России прп.
Сергия Радонежского, ободряющего и укрепляющего оставшихся там христиан.
Тема реальности действия Божественного Промысла в земном мире получила
воплощение в итоговом произведении писателя — романе «Пути небесные» (т. 1 —
1937; т. 2 — 1948). Роман воссоздает судьбы реальных людей, выведенных под
своими собственными именами, — скептика-позитивиста, инженера В. А.
Вейденгаммера (родственника Шмелева) и глубоко верующей, кроткой и внутренне
сильной Дарьи Королевой — послушницы Страстного монастыря в Москве,
покинувшей обитель, чтобы связать свою жизнь с Вейденгаммером. Книга
посвящена таинственному пути соединения человека с Богом, спасению души.
Роман стал уникальным явлением в русской литературе: в основе раскрытия
судеб и характеров лежит святоотеческая культура, православное аскетическое
мировоззрение. Его внутренним сюжетом является «духовная брань» героев со
страстями, искушениями и нападениями злых сил. Даринька — новый для русской
классики тип глубоко воцерковленного человека. Молитвенный подвиг, упорная и
жестокая борьба с грехом в себе и внешними соблазнами, скорбь от тяжких
падений и духовная радость побед, благодатные озарения — эти моменты нашли
многогранное воплощение на страницах последнего романа писателя. Смерть
Шмелева оборвала работу над третьим томом, но и две вышедшие книги вполне
отразили сам дух православной жизни, христианские представления о мире и
человеке.
Шмелева отличала особая любовь к атмосфере монастырской жизни. Совершая в
1936 поездку по Прибалтике, он останавливался в Псково-Печерском монастыре,
дважды (в 1937 и 1938) посещал обитель прп. Иова Почаевского в Карпатах, а
после войны планировал побывать в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле
(США). «Мое горячее желание для спокойной работы — жить около монастыря. Я
ищу родной воздух…» — писал он в 1948. Кончина писателя-подвижника глубоко
символична: 24 июня 1950 в день именин старца Варнавы, некогда
благословившего его «на путь», Шмелев приезжает в расположенный неподалеку
от Парижа русский монастырь Покрова Божией Матери и в тот же день тихо
предает душу Богу. Шмелев был похоронен на парижском кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 осуществлен завет писателя: прах Шмелева и его
жены перевезен на родину и погребен рядом с могилами родных в московском
Донском монастыре.
Любомудров А.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия
русского народа - http://www.rusinst.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий